Согласно архивной справке Государственного исторического архива Новгородской области, в сборнике статистических данных о начальных народных училищах Новгородской губернии имеются сведения о земской школе села Ореховно Ореховской волости Боровичского уезда Новгородской губернии. Согласно данным справки, Ореховская земская школа была открыта в 1873 году на земле сельского общества. Земство выделяло 60 рублей на содержание школьного помещения и 463 рубля на содержание учителей и прочие расходы. Школа обеспечивала учащихся канцелярскими принадлежностями и учебниками. В школе была библиотека, в которой насчитывалось 130 томов книг. В 1899-1900 году в библиотеку поступили 2 учебника (30 экземпляров) на сумму 10 рублей 35 копеек. В 1896-1897 учебном году в школе обучались 105 мальчиков и 2 девочки. 15 человек не были приняты в школу в связи с тем, что здание школы было слишком маленькое. В виду весенних работ и домашних обстоятельств более 50 учащихся не закончили учебный год. На 1 января 1900 года в Ореховской школе обучалось 63 мальчика и 5 девочек. В фонде директора народных училищ Новгородской губернии в «Ведомости со сведениями о начальных народных училищах в губернии; списках учителей и служащих в народных училищах на 1890-1891 учебный год» значится Ореховская школа, попечителем которой являлся с 1878 года крестьянин Елисеев Филипп Елисеевич. Преподавателем Закона Божьего был священник Любомудров Варсанафий Евгеньевич, состоящий на службе с 1871 года. Учителем значится мещанин Василий Яковлевич Горбачев, окончивший Гатчинскую учительскую семинарию и состоявший на службе с 1 октября 1882 года. Должность помощницы учителя занимала Анна Ивановна Беляева, окончившая Деревяницкое епархиальное училище «со званием домашняя учительница», которая состоит службе с 5 сентября 1890 года. В 1891-1892 учебном году учителя в Ореховской школе оставались прежние. Помощницей учителя с 20 февраля 1891г. была Ольга Ивановна Говорова, окончившая Деревяницкое епархиальное женское училище. В 1896-1897 годах учителем значится Горбачев Николай Яковлевич, окончивший учительскую семинарию, в уезде он преподавал с 1883 года, в Ореховской школе с 1893 года, получал жалованье 200 рублей. Его помощником значится Щукина Татьяна Ивановна, окончившая женскую прогимназию. В уезде и в данной школе преподавала с 1897 года, получала жалованье 120 рублей. Квартира учителю выделялась при школе, помощнику - отдельная квартира. Священник, преподававший в школе Закон Божий, получал жалование в 30 рублей. С 1899 года в школе работал новый учитель, ему было 45 лет, он был духовного звания, родом из Устюженекого уезда, окончил курс в Духовном училище. Стаж преподавательской деятельности его составлял на 1899 год - 23 года. В школе преподавал 30 часов в неделю. В графе «побочные денежные занятия» значится «псаломщик», за что получал жалование 300 рублей в год. На 1 января 1900 года в Ореховской школе обучались 63 мальчика и 5 девочек. Как написано в «Очерке народного образования в Новгородской губернии» за 1884 – 1885 учебный год, «школа нуждается в просторном и теплом помещении (зимой занимаются в шубах), ночлежном приюте и учебных пособиях». Вскоре такое здание появилось.
О школе
Образование и формы обучения
Форма обучения в МАОУ СШ д. Ороеховно - очная
Программа развития
Программа развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа д.Ореховно» Мошенского муниципального района Новгородской области (далее – Программа). Программа развития представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся на период с сентября 2021 года до 2025 года. Отражает особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения.
Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста В Программе развития планируется создание условий, стимулирующих рост личностных достижений учащихся. Она носит вероятностный характер, так как этот процесс обусловлен многообразием внутренних и внешних факторов, влияющих на него на протяжении определенного временного периода. Факторы различаются по происхождению, направленности и периодичности действия, степени и характеру. Цель и задачи, которые ставит школа перед собой в виду влияния этих факторов могут быть достигнуты/решены быстрее/медленнее или не достигнуты/не решены вовсе; они могут быть реализованы частично. Предполагается, что в процессе реализации программы развития, в школе могут появляться нoвые, позитивные непрогнозируемые элементы – новообразования, появление которых предполагается отслеживать в период осуществления программы развития и фиксировать при управленческом анализе. Система совершенствования управления сельской школой в настоящее время занимает важное место в сфере образования. Само существование школы порождено социально-экономическими проблемами села, связано с его прошлым и будущим, содержит ряд специфических проблем. В последние годы выявлено существенное сокращение численности населения на селе. Значит, будет уменьшаться и число школ с малой наполняемостью. Экономические и сoциальные последствия ликвидации малокомплектных школ в ряде случаев привели к исчезновению целых деревень. Таким образом, сельская школа является своеобразным
селообразующим фактором. Социально-структурные, общественно- идеологические факторы заключаются в том, что состояние и уровень работы сельской школы существенно влияют на социальное развитие села. В результате перед школой поставлена задача создания условий для обеспечения качественного и доступного образования независимо от места проживания, создание равных возможностей для обучения, воспитания и развития, социальной защиты обучающихся. Требуются новые подходы к сохранению и развитию, эффективному использованию базы сельских школ. Для реализации конституционного права юных граждан села на получение доступного и качественного образования разработана настоящая программа. В программе раскрываются приоритетные цели и задачи, содержание деятельности образовательного учреждения на ближайшие годы. Программа составлена исходя из анализа социума, социального заказа родителей, учебно-воспитательной работы, ресурсного обеспечения ОУ.
Программа развития прежде всегo является рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности общеобразовательного учреждения и зависит:
1) от глобальной политики в области государства на федеральном уровне;
2) от особенностей социальной среды, в которой функционирует образовательное учреждение;
3) внутренних проблем образовательного учреждения, создавшихся противоречий, которые необходимо решать;
4) от возможностей образовательного учреждения, которые определяются качественным уровнем кадрового потенциала, уровнем развития материально-технической базы, исторически сложившимися традициями, её наиболее яркими достижениями, сложившейся системой управления.
Программа развития МАОУ СШ д.Ореховно разрабoтана в соответствии с содержанием документов, определяющих стратегию развития.